МОРСКИЕ БОЖЕСТВА (добавление к исторической мифологии).

Воскресенье, 27 Мая 2012 г. 18:17 (ссылка+ в цитатник
Прочитало: 1 за час / 2 за сутки / 21 за неделю / 66 за месяц

Новиков Л.Б., Апатиты, 2012 г.

У всех древних народов морские божества связаны с символом рыбы. С философских позиций об этом подробно говорилось раньше, в статье “Добавление к исторической мифологии: толкование символа “Рыба”, опубликованной в “Live Internet.Ru”, в «Дневнике” Леоновик 23.10.2011 г.. Сейчас хочется напомнить о морских божествах и чудовищах с позиции исторической мифологии.
Платон в “Тимее” представил следующую родословную земных богов, участвующих в создании человека [224]: “От Геи и Урана родились Океан* и Тефия*, от этих двух - Форкий*, Кронос с Реей и все их поколение, от Кроноса и Реи - Зевс с Герой и все то, кого мы знаем как их братьев и сестер, а уже от них - новое потомство”.
По греческой мифологии [152], Океан был титаном, сыном Урана и Геи, богом одноименной широкой реки, со всех сторон омывающей землю; на крайнем западе Океан омывал границы между миром жизни и царством Аида. Океан и его сестра и супруга Тефида не присоединились к остальным титанам в их битве против Зевса, а потому сохранили свою власть и доверие олимпийцев. Океан и Тефида породили три тысячи дочерей - океанид и столько же сыновей - речных потоков. Существует поверье, что в потоке Океана возникли все боги и все живые существа. Океан отличался миролюбием и добротой, он безуспешно пытался примирить Прометея с Зевсом. Перед сражением олимпийцев с титанами Рея спрятала на краю света у Океана и Тефиды свою дочь (их внучку) Геру; маленькая Гера часто примеряла своих деда и бабу в их супружеских ссорах.
Океан был отцом Метиды - супруги Зевса, которая также безуспешно пытавшийся примирить Прометея со своим мужем [27].
Тетис (Тефида, Тефия, Тетия, Тифия) [152] - титанида, дочь Геи и Урана, супруга своего брата Океана, породившая с ним три тысячи дочерей - океанид и столько же сыновей - речных потоков. Тетис разделяла древние континенты Гондвану и Лавразию, существовавшие во времена позднего палеозоя до мезозоя, т. е. в период от 320 до 66,5 млн лет назад [159].
Важно отметить, чтобы не запутаться, что греки не делили титанов на лемурийцев и атлантов: первым они придавали морские черты, вторым - земные. Их появлению предшествовала эволюция Земли в лице Геи и Урана, которая в греческой мифологии представлена туманно и неопределенно; лучше и более понятно она отражена в египетской мифологии (частично об этом говорилось в статье “Космогония Платона”, опубликованной в “Live Internet.Ru”, в “Дневнике” Леоновик 13.01.2012 г.).
Греки считали [137], что стихия моря, до главенства над ней Посейдона, не была подчинена никому. Море было населено множеством богов мужского и женского пола - морскими старцами, нереидами, тритонами, - среди которых не было главного. Гомер и Гесиод сообщают о трех морских старцах - Протее, Нерее и Форкисе. Протей и Нерей обладали даром превращения и проникновения в будущее, их отличительной чертой была любовь к справедливости. У более поздних авторов появился еще один старец - Главк (от слова “glaukos” - “лазурный, зеленоватый” и вместе с тем - “светлый, сверкающий”).
Форкий (Форкис) [152] - морской бог, сын Геи-земли и Понта-моря. От брака Форкиса с его сестрой Кето родилось много чудовищ. Среди них граи, горгоны, дракон Ладон и Эхидна. Дочерьми Форкиса считают Скиллу (от союза с нимфой Кратеидой) и Тоосу, мать Полифема.
Считается [27] также, что Форкий - отец змея - стража золотых яблок и нимфы Фросы; дед Полифема. На Итаке - родине Одиссея находилась гавань Форкис - “морского старца” со священной оливой вблизи пещеры нимф - наяд. Среди морских божеств Форкис олицетворял морскую бездну.
Понт [152] - морское божество, порожденное Геей, от союза с которой родились Нерей, Тавмант, Кето и Эврибия.
Нерей [152] - морской бог, сын Геи и Понта. Он был старше самого Посейдона, всеведущ, обладал даром прорицания и способен был менять свой облик, как морская стихия. Нерей был женат на океаниде Дориде (дочери Океана и Тефиды), которая родила ему пятьдесят морских нимф, называемых нереидами, наиболее известными из которых была Фетида. Он ненавидел ложь и давал добрые советы, однако занимался этим крайне неохотно и, чтобы избежать этого, пользовался своей способностью менять собственный облик. Нерею пришлось рассказать Гераклу, который схватил морского старца и не выпускал из рук, как добраться до волшебного сада и как добыть яблоки. Геракл знал [27], что для того, чтобы Нерей дал прорицание, им надо овладеть, т.к., изменяя свой облик, он ускользал от нелюбимого занятия.
Кето [152] - тоже морское божество, дочь земли Геи и моря Понта, вступила в брак со своим братом Форкисом и родила много чудовищ (см. выше).
Слово “Кето” буквально означает “морское чудовище” [27].
Тавмант [152] - морской божество, сын Понта и Геи (или Фетиды [27]), брат Нерея, Форкиса, Кето и Эврибии. Он женился на океаниде Электре, которая родила ему Арки, Ириду и гарпий.
Фетида [152] - морская нимфа, дочь морского бога Нерея и океаниды Дориды, считавшаяся морской богиней, поскольку выросла на Олимпе, где её воспитывала Гера, которую Фетида очень любила.
“Электра” в греческой мифологии было распространенным именем [152]. Такое имя носили:
1.Дочь Океана и Тефиды, супруга морского бога Тавманта, от которого она родила вестницу богов Ириду, Арку и гарпий. Имеется миф, по которому она жила в пещере на Крите и передавала эриниям преступников для наказания. Именно эта Электра для нас имеет важное значение в плане поиска истока греческих богов.
2.Вторя Электра была одной из плеяд, обесчещенная Зевсом, от которого она родила Иасиона, возлюбленного Деметры, и Дардана, основателя троянской царской династии (имеются мифы, которые утверждают, что отцом Иасиона и Дардана был лидийский царь Корит).
3.Третья Электра - дочь микенского царя Агамемнона и его жены Клитеместры.
Протей - древнейший морской бог-прорицатель, пастух тюленьих стад, женатый на нереиде Псамафе, родившей ему множество сыновей и дочерей-нимф [137,152]. Протей умел превращаться то во льва, то в змея, то в пантеру, то в вепря, то в текущую воду, то в лиственное дерево, а иногда даже в дракона, скалу или огонь. Чтобы он начал пророчествовать, его необходимо было поймать и принудить к этому (как Нерея, Посейдона и др.), крепко сжимая в своих руках. После главенства над морями Посейдона, Протею доверили лишь пасти принадлежащие новому богу морей несметные стада тюленей [137].
Посейдон [152] - один из главных олимпийских богов, владыка вод, сын Кроноса и Реи, старший брат Зевса. Посейдон почитался атлантами с острова Атлантида Платона [223] в качестве своего отца, они посвятили ему храм, в котором цари атлантов давали клятву на верность и честность друг к другу и вершили свой суд.
Посейдон явился промежуточным звеном между морем и землей. О его земных похождениях подробно рассказывалось в статье “Атланты острова Платона”, опубликованной в “Live Internet.Ru”, в “Дневнике” Леоновик 22.01.2012 г.
Превратившись в бога морей Посейдон оттеснил его прежних владык - морских старцев Протея и Главка [137].
По преданию [137,152], Главк хоть и считался морским богом, но по рождению был смертен и всего лишь рыбак. Однажды ему повезло - он случайно стал свидетелем живительной силы травы, посеянной Кроносом в Золотой век: на его глазах рыба (по другому мифу - заяц), положенные на траву (по другой версии, поедающие прибрежные водоросли), снова вернулись к жизни. Главк попробовал эту траву и, став бессмертным, бросился в море, где превратился в морского бога с рыбьим хвостом, синими руками и зеленоватой, цвета водорослей, бородой, выросшей до колен, и с телом, покрытым чешуёй. Главк, как все морские божества, был наделен пророческим даром, а известность получил благодаря своим любовным похождениям, в том числе любовью к прекрасной Скилле, превращенной Киркой в чудовище. Во времена главенства над морями Посейдона, Главк, по одному из вариантов мифа [137], был превращен в его сына и составлял вместе с нереидами и тритонами его свиту.
Превратившийся в морского старца рыбак Главк в дошедшей до нас литературе впервые появился лишь у Овидия, пользовавшегося мифологической традицией в изложении авторов эллинистического времени [137]. В этой традиции рыбак Главк мыслился или сыном основателя города Амфелона в Беотии, или сыном самого Посейдона от одной из наяд, но в любом случае от рождения смертным и ставшим бессмертным, лишь вкусив соответствующей травы. Образ этого Главка мог вобрать в себя сказание о другом Главке, сыне Сизифа, который в одном из вариантов мифов о нём напился из источника воды, давшей ему бессмертие, и, чтобы убедить окружающих в приобретении этого дара, бросился в море, где стал морским божеством. В отличие от канонического Главка это божество не обладало даром пророчества, но встреча с ним в море предвещала гибель кораблю.
В услужении у Посейдона был дельфин, которого бог морей так любил, что поместил среди звезд [152].
Древние греки верили, что дельфины обладают даром пророчества, как все морские божества, и способны одним прыжком выскочить из волн и занять свое место среди созвездий [111]. Именно в дельфина превратился Аполлон, чтобы указать критянам путь в Дельфы, где был основан знаменитый храм Аполлона и находился Дельфийский оракул. Плиний Старший писал: «Дельфины никогда не забывали того, что были когда-то сами людьми». Дельфинов изучал и Аристотель. У древних греков бытовали истории о дельфинах, которые подпускают близко к себе купальщиков, позволяют потрогать себя и играют с ними. Ходили рассказы о том, как некоторые дельфины даже катают мальчишек на своих спинах. Недаром для ранней греческой культуры характерны изображения мальчика, катающегося на дельфине. Действительно, их главная отличительная черта, сохраняющаяся до сих пор - они единственные представители животного мира, которые обожают общаться с людьми.
Для античных поэтов дельфин являлся олицетворением бескорыстной любви к человеку и потому стал символом дружбы [27].
Женой Посейдона была Амфитрита [137], известная Гесиоду как одна из пятидесяти нереид; по другой версии она относилась к океанидам и была дочерью Океана и Тефиды, что по рангу более соответствует высокому положению Посейдона. Когда бог морей увидел Амфитриту, она плескалась вместе с подругами у острова Наксоса. Стыдливая морская дева, уйдя на глубину, поплыла к Атланту, стерегущему вход в Океан.
Сыном Посейдона в браке с Амфитритой (нереиды, богини моря, дочери Нерея и Дориды) был Тритон [152] - морской бог, брат Роды и Бентесикимы (Рода попала в плеяду “Земных богов”). Внешне Тритон выглядел получеловеком-полурыбой (”рыбокентавр”), голова и туловище у него были человеческие, а вместо ног - рыбий хвост.
Тритон [137] сперва обосновался в Капаидском озере в Беотии (Средняя Греция), а затем получил во владение озеро Тритониду в Ливии.
Там с ним столкнулись аргонавты, когда буря забросила их в Ливийскую пустыню и им пришлось нести корабль на руках до Тритонийского моря, где они пожертвовали Тритону медный треножник, полученный ими у Дельфийской пифии [152]. Тритон явился им в облике молодого человека и, забрав треножник, показал, в каком направлении находится море. На прощание Тритон вручил Эвфему комок земли; когда Эвфем уронил этот комок в море к северу от Крита, тот превратился в остров, получивший вначале название Каллиста, а потом, когда его заселили потомки Эвфема, - Фера. Тритон не расставался с трезубцем (как и его отец) и всегда появлялся с витой морской раковиной, трубя в которую поднимал морскую бурю (или, наоборот, усмирял волны). Оглушительными звуками своей трубы-раковины он обратил в бегство нескольких гигантов во время их битвы с богами-олимпийцами. Когда троянец Мисен стал хвастаться, что он лучший трубач, чем боги, возмущенный Тритон поднялся из морских глубин и так затрубил в свою раковину, что сила звука сбросила Мисена в море, и он утонул.
Ирида, будучи дочерью Тавманта и океаниды Электры, сестра гарпий и Арки, также покинула океан, став крылатой вестницей богов, сходившей на землю по радуге [152]. Мужем Ириды был бог западного ветра Зефир, от их брака родился бог любви Эрот. Чаще всего Ирида служила на посылках у Зевса и его супруги Геры.
Арка (дочь Тавманта и океаниды Электры, сестра Ириды и гарпий) помогала титанам в борьбе против Зевса, за что тот сбросил её в Тартар и отнял крылья, которые потом подарил Фетиде в честь свадьбы с Пелеем; впоследствии Фетида отдала эти крылья своему сыну Ахиллу [152].
Важно отметить, что смена власти между лемуро-атлантами и атлантами не прошла мирно, а закончилась битвой титанов, в которой одержал победу Зевс с соратниками.
Среди других древних народов, почитавших “потомков вод”, известны индусы и персы (Апам Напат); древние кельты (Нехтан и фоморы - морские чудовища), этруски (Нетунса), римляне (Нептун и демоны вод с чертами морских старцев) [137]. В славянской мифологии им соответствовал Водяной.
Греческие водяные божества обладали способность менять свой вид, как морская стихия [137], а ирландские водяные феи имели шапочку-невидимку, в которой заключалась не только их способность к исчезновению, но и все их могущество [144].
Греки любили дельфинов [111,152], а ирландцы - фей [144]. О их связи с людьми стоит привести один трогательный ирландский миф [144]:
“В одно прекрасное летнее утро, незадолго до восхода солнца, молодой ирландец Дик Фицджеральд стоял на берегу моря…” и любовался восходом. Ему казалось, что на берегу он один и ему не с кем поделиться своими впечатлениями. “А вокруг меня, - сказал он, оглядываясь, - все пусто, ни живой души, - одно только эхо отозвалось бы, может быть, на слова мои… ” И вдруг … увидел он женщину ослепительной красоты: она сидела на берегу и, медленно, грациозно поднимая руку, белую как снег, расчесывала золотым гребнем свои длинные, ярко-зеленые волосы. Дик, ещё будучи ребенком, слышал от матери, что если у морской девы … отнять её маленькую остроконечную шапочку, то дева теряет способность возвращаться в подводное царство, пока не вернет свою шапочку”. Дик “подкрался тихонько к морской деве и овладел шапочкой, лежавшей возле неё на песке… Но едва успел Дик спрятать шапочку в карман, как морская дева обернулась в его сторону, потом закрыла лицо руками и горько-прегорько заплакала. Дик… подсел к ней поближе, взял её за руку и стал утешать, как мог. Но фея продолжала плакать по-прежнему; однако же ласки взяли своё: она, наконец, подняла голову, взглянула на Дика и сказала ему:
-Человек, скажи, пожалуйста, ты хочешь съесть меня?
-Съесть? - с удивлением спросил Дик. -…С чего это тебе в голову пришло? Уж не рыбы ли выставили людей в глазах твоих в таком дурном свете?
-Так что же хочешь ты со мной сделать, коли не съесть меня? - спросила фея, не спуская своих глаз с его лица….”
Дик предложил фее свою руку и сердце.
“-Дай мне только проститься с отцом моим, - сказала морская дева и, обернувшись к морю, прошептала несколько невнятных слов, которые были тотчас подхвачены легким ветерком и вместе с легкой зыбью понеслись вдаль.
-А кто же твой отец? - с любопытством спросил её Дик.
-Кто? Да неужели ты никогда не слышал о нем? Мой отец - морской царь!
-Царь!… То-то, я думаю, денег-то, денег-то у твоего отца, моя милая! - продолжал он очень наивно расспрашивать свою невесту.
-А что это такое - деньги? - с удивлением спросила морская дева.
-О! Деньги - это такая вещь, которую очень хорошо иметь, когда в чём-нибудь нуждаешься или хочешь ни в чём себе не отказывать.
-Мне и без того не приходилось себе отказывать ни в чём: чего бы я ни пожелала, стоило только приказать рыбам, и они тотчас же всё исполняли”.
После этого разговора на берегу Дик повел свою невесту домой и в тот же вечер с ней обвенчался…
Кроме легенд о водяных феях и эльфах, в разных местах Европы сохранились вера в особые виды этих существ [144]. Таковы, например, шотландские - кельпи, бретонские - ночные прачки и французские - морганы, похищающие детей, играющих у воды, и множество мелких существ в Германии, Дании, Швейцарии и других местах.
Древний мир, в отличие от нас, никогда не забывал морских божеств и их значения для человечества. По мнению А.И. Немировского [137], все древние индоевропейские народы объединяла вера в существование вводных божеств, которые отличались тем, что обладали особым чувством справедливости и даром предвиденья [144].
Литература:
27. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. М.: ЗАО Изд-во Центрполиг-раф, 2001.-975 с.
111. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.5. ГИБ-ДЕН. М.: АСТ; Астрель; 2010.-797 с.
137. Немировский А.И. Мифы и легенды народов мира. Древняя Греция. М.: Литература, Мир книги, 2004.-496 с.
144. Мифы и легенды народов мира. Северная и Западная Европа: Сборник. М.: Литература; Мир книги, 2004.-448 с.
152. Кондрашов А.П. Кто есть кто в классической мифологии. Энциклопедический словарь. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - 768 с.
159. Тетис. Сайт в Интернете “ВикипедиЯ”, свободная энциклопедия, 2011 г.
223. Платон. Критий. Сайт в Интернете: Либрусек, 2011: http://lib.rus.ec/b/166089/read (перевод – С. С. Авеpинцева, печатается по изданию «Философское наследие» т.117, Платон, соб. сочинений в четырех томах, т.3, М., «Мысль», 1994г.).
224. Платон. Тимей. Перевод К. Дрязгунова. Философия в России. Сайт в Интернете: “philosophy.ru” © 2007:http://www.philosophy.ru/library/plato/tim.html

  1. #1 by Delia Raebel - Март 15th, 2013 at 08:47

    David, you do not receive copies from the previous letters. As the letters go forward that range might be in the hundreds. But if there’s a particular letter send us an email and maybe we can figure something out.

  2. #2 by Cecil Tin - Март 21st, 2013 at 22:53

    A very fascinating go through, I may possibly not concur totally, however you do make some quite valid points.

  3. #3 by Kim Navarro - Март 22nd, 2013 at 01:57

    Very interesting points you have remarked, regards for posting.

  4. #4 by hotele paryż - Март 22nd, 2013 at 08:09

    How do you do i enjoy reading your blog i also dig the lay out and the colours keep up the good work my friend.

  5. #5 by Cuc Crain - Март 22nd, 2013 at 11:59

    You not the expert?

  6. #6 by Johnette Wholey - Март 23rd, 2013 at 20:25

    I like this blog very much, Its a real nice billet to read and receive info. “The tragedy of life is what dies inside a man while he lives” by Albert Schweitzer.

  7. #7 by Richie Goodlin - Март 24th, 2013 at 16:38

    Hi my friend! I wish to say that this post is amazing, great written and include almost all vital infos. I would like to peer extra posts like this .

  8. #8 by DANIELLE - Март 24th, 2013 at 18:23

    It is necessary to be the optimist.

  9. #9 by Guess The Word - Март 24th, 2013 at 20:32

    F*ckin’ amazing things here. I’m very satisfied to see your post. Thanks a lot and i’m looking forward to touch you. Will you kindly drop me a e-mail?

  10. #10 by Marin Stephenson - Март 25th, 2013 at 16:59

    Very superb information can be found on weblog.

  11. #11 by atlanta bankruptcy attorney - Март 25th, 2013 at 19:12

    I just could not go away your website prior to suggesting that I actually enjoyed the standard information an individual supply in your guests? Is going to be back often in order to check out new posts

  12. #12 by YING - Март 25th, 2013 at 21:04

    Many thanks.

  13. #13 by Pearlene Fleury - Март 25th, 2013 at 22:12

    THE BEST ARTICLE AT THE WORLD!

  14. #14 by Carlos Giacomelli - Март 26th, 2013 at 00:59

    As soon as I detected this web site I went on reddit to share some of the love with them.

  15. #15 by http://www.youtube.com/watch?v=Em4AOF4iCak - Март 26th, 2013 at 04:39

    Great post. Thank you for your ideas on this subject matter.

  16. #16 by Kris Bombaci - Март 26th, 2013 at 10:57

    Perfectly written subject matter, thanks for entropy. “He who establishes his argument by noise and command shows that his reason is weak.” by Michel de Montaigne.

  17. #17 by Cellulite Factor - Июль 3rd, 2013 at 23:03

    I delight in the knowledge on your web sites. Kudos.

  1. No trackbacks yet.

Comments are closed.